Главная | Авиация Белорусского военного округа и Республики Беларусь - Страница 3 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 8
  • 9
  • »
Модератор форума: Георгий  
Форум » Авиация Беларуси » Аэродромы, аэропорты, авиачасти в Беларуси » Авиация Белорусского военного округа и Республики Беларусь (История авиационных частей БВО-РБ после 1945 года)
Авиация Белорусского военного округа и Республики Беларусь
ГеоргийДата: Понедельник, 19.12.2011, 13:50 | Сообщение # 31
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 140
Репутация: 1
Статус: Offline
Военно-транспортная авиация, авиация Воздушно-десантных войск после 1945 г.
(применительно к базированию на территории БССР)

Основные этапы развития

1946 г.
Военно-транспортная авиация как самостоятельная авиационная структура под единым командованием была образована в марте-апреле 1946 г. Транспортные авиационные части ВВС, а также некоторые части бомбардировочной и штурмовой авиации ВВС, обращенные на переформирование в качестве авиационно-транспортных, составили основу Десантно-транспортной авиации (ДТА) (директива ГШ ВС СССР от 7.03.46 г.). Организационно ДТА как авиационное объединение вошла в состав Воздушно-десантных войск (ВДВ), в том же 1946 г. выведенных из состава ВВС в непосредственное подчинение министру Вооруженных Сил СССР (постановление СМ СССР от 27.04.46 г., приказ министра ВС СССР от 10.06.46 г.).

1949 г.
Реорганизация Воздушно-десантных войск в Воздушно-десантную армию (ВДА) (приказ министра ВС СССР от 31.12.48 г.). Десантно-транспортная авиация ВДВ реорганизована в Транспортно-десантную авиацию (ТДА) ВДА.

1955 г.
Преобразование Транспортно-десантной авиации ВДВ в Военно-транспортную авиацию (ВТА) ВВС (директива ГШ ВС СССР от 14.05.55 г.). Организационно ВТА вошла в состав ВВС как самостоятельный вид авиации.

1957 г.
Формирование в составе ВТА ВВС отдельных военно-транспортных авиационных эскадрилий (овтаэ) для обеспечения воздушно-десантной подготовки частей ВДВ (директива ГШ ВС СССР от 4.06.57 г.).

1958 г.
Передача отдельных военно-транспортных авиационных эскадрилий из состава ВТА ВВС в состав воздушно-десантных дивизий ВДВ (приказ министра обороны СССР от 29.12.58 г., директива командующего ВДВ от 6.01.59 г.).

Состав

3 гвардейская военно-транспортная авиационная дивизия
Управление 3 гвардейской авиационно-транспортной дивизии (Полоцк) переформировано 27.04.46 г. из управления 3 гв. бад 3 ВА. Дивизия вошла в состав ДТА ВДВ. В 1949 г. 3 гв. атд преобразована в 3 гв. транспортно-десантную авиадивизию ТДА ВДА, а 12.10.55 г. – в 3 гв. военно-транспортную авиадивизию ВТА ВВС. В 1949 г. управление дивизии перебазировано в Витебск, а в 1992 г. – в Кречевицы.
Полки, входившие в состав дивизии в 1946-1992 гг.:
– 24 гв. атп (с 1949 г. – гв. тдап, с 1955 г. – гв. втап; Боровцы), введен в состав 27.04.46 г., расформирован в 1956 г.;
– 339 атп (с 1949 г. – тдап, с 1955 г. – втап; Слуцк, с 6.12.56 г. – Витебск), введен в состав 27.04.46 г., выведен из состава в 1992 г. (вошел в состав ВВС РБ);
– 369 атп (с 1949 г. – тдап, с 1955 г. – втап; Витебск, с 1956 г. – Джанкой), введен в состав 27.04.46 г., выведен из состава в 1956 г.;

210 отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья
210 овтаэ сформирована в 1957? г. в составе ВТА ВВС (Боровцы). В феврале? 1959 г. передана в состав 103 гв. вдд ВДВ. Расформирована в 1990-х? гг.
 
ГеоргийДата: Понедельник, 19.12.2011, 14:01 | Сообщение # 32
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 140
Репутация: 1
Статус: Offline
Авиационная техника

В 1946 г. на территории Белоруссии была сформирована 3 гв. авиационно-транспортная дивизия (24 гв. атп, 339 атп и 369 атп) на самолетах Ли-2. До момента формирования дивизии лишь один из этих полков (339 атп, до апреля 1946 г. – 339 бап 22 гв. бад) имел на вооружении Ли-2. 24 гв. атп и 369 атп были ночными бомбардировочными (24 гв. нбап 213 нбад и 392 нбап 312 нбад соответственно), вооруженными По-2.
В 1948 г. 369 атп одним из первых в Вооруженных Силах получил десантно-транспортные самолеты Ил-12Д. Предположительно, в 369 атп в 1948 г. поступили десантные планеры Ц-25. В 1950 г. на Ил-12Д переучился 24 гв. тдап, освоив тогда же десантные планеры Як-14. Самолеты Ли-2 дольше всего (до 1957 г.) эксплуатировались в 339 втап. В 1956 г. их в полку стали сменять десантно-транспортные самолеты Ту-4Д.
В конце 1958 г. началось переучивание 339 втап на самолеты Ан-12. Полк и 3 гв. втад в целом стали лидерными в ВТА в освоении новой техники. Также первым в ВТА в 1974 г. 339 втап начал осваивать военно-транспортные самолеты Ил-76, а 3 гв. втад стала лидерным соединением на Ил-76.
В 1957? г. для обеспечения воздушно-десантной подготовки частей ВДВ была сформирована 210 овтаэ на транспортно-десантных самолетах Ан-2.

Источники информации

1. 339 военно-транспортный авиационный ордена Суворова III степени полк. Боевой путь и основные этапы истории полка 1944 - 1996 гг.
2. Авиационные части ВДВ. Форум Десантура.ру - о десанте без границ.
3. Ефанов В. Военно-транспортная авиация. // Вестник Воздушного Флота. – 1996. – №5.
4. Марковский В. Ил-76. Герой "Кандагара". – М.: Яуза: ЭКСМО, 2010. – с. 102-104.
5. Приходченко И., Марковский В. Военно-транспортный самолет Ан-12. // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. – 2010. – №10. – с. 31.
6. Удалов К. Пассажирский первенец Ильюшина. // Авиация и время. – 2000. – №5. – с. 12-13.
7. Сивухин О. Исполины белорусского неба. // Армия. – 2008. – №2. – с. 35-38.
8. Турлюн П. Крылья "крылатой пехоты". // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. – 2007. – №8. – с. 48.
9. 3rd Guards Smolenskaya orders of Suvorov and Kutuzov Military-Transport Aviation Division.


Сообщение отредактировал Георгий - Пятница, 23.12.2011, 11:59
 
ГеоргийДата: Четверг, 29.12.2011, 14:05 | Сообщение # 33
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 140
Репутация: 1
Статус: Offline
Авиация Ракетных войск стратегического назначения
(применительно к базированию на территории БССР)

На территории Белоруссии авиация РВСН была представлена тремя отдельными вертолетными эскадрильями, сформированными для решения задач авиационного обеспечения соответствующих ракетных дивизий (рд) РВСН. Формирование этих эскадрилий проходило в период начала перевооружения ракетных дивизий на оружие нового поколения – подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) 15П645 "Пионер" с баллистическими ракетами средней дальности 15Ж45.
К освоению ПГРК "Пионер" первой в РВСН в 1975 г. приступила 33 гв. рд из состава 43 ракетной армии (РА) РВСН. Тогда же в ее составе была сформирована 212 овэ. С 1977 г. началось освоение нового ракетного комплекса частями 32 рд 50 РА РВСН. В том же году в составе 32 рд сформировали 206 овэ. В 1980 г. была сформирована 257 овэ в составе 49 гв. рд 50 РА РВСН, также приступившей к перевооружению на ПГРК "Пионер".

Состав


212 отдельная вертолетная эскадрилья
212 овэ сформирована в 1975 г. (Мозырь) в составе 33 гв. рд (Мозырь). Расформирована в 1993 г.

206 отдельная вертолетная эскадрилья
206 овэ сформирована 15.10.77 (Поставы, с 1983 г. – Озерки) в составе 32 рд (Поставы). Расформирована в 1993 г. На базе 206 овэ 25.10.93 г. сформирована 1 отдельная авиационная эскадрилья пограничных войск РБ.

257 отдельная вертолетная эскадрилья
257 овэ сформирована в июле 1980 г. (Лида) в составе 49 гв. рд (Лида). В 1988 г. передана в состав 43 ракетной армии.

Авиационная техника

Состав отдельных вертолетных эскадрилий был практически одинаковым. Основу составляли 6-7 вертолетов Ми-8Т (в 257 овэ – Ми-8МТ) и 2 воздушных командных пункта Ми-9.

Источники информации

1. 33-я гвардейская ракетная Свирская Краснознаменная, орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского дивизия на сайте РВСН в Беларуси.
2. Сивухин О. Крылатый пограничник. // Армия. – 2008. – №3. – с. 41.
3. Смирнов Г.И., Ясаков А.И. История 50-й ракетной армии. IV. Перевооружение и развертывание мобильной ракетной группировки (1977-1985 гг.). - Смоленск, 2008 г.
 
ГеоргийДата: Понедельник, 05.03.2012, 11:57 | Сообщение # 34
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 140
Репутация: 1
Статус: Offline
Авиация войск противовоздушной обороны в 1945-1992 гг.
(применительно к базированию на территории БССР)

Основные этапы развития

1944 г.
Создан Западный фронт ПВО (реорганизован из Северного фронта ПВО по постановлению ГКО №7205 от 24.12.44 г).

1945-1946 гг.
Реорганизация войск ПВО страны. Преобразование фронтов ПВО в округа ПВО. Западный фронт ПВО реорганизован в Западный округ ПВО.

1948 г.
Создание новой структуры войск ПВО. Войска ПВО страны выведены из подчинения командующего артиллерией Советской Армии и стали самостоятельным видом Вооруженных Сил СССР под началом командующего Войсками ПВО страны.
Расформирование округов и армий ПВО и создание на их базе районов ПВО. Сформирован Минский район ПВО.

1951 г.
Создание районов воздушной обороны приграничной линии из частей и соединений истребительной авиации во главе с заместителем главнокомандующего ВВС.

1953 г.
Упразднение районов воздушной обороны приграничной линии, создание на их базе управлений ПВО военных округов и включение их в состав войск ПВО страны (приказ министра обороны СССР от 20.06.53 г.).

1954 г.
Упразднение районов и управлений ПВО в приграничных военных округах. Воссоздание оперативных объединений (округов, армий) и оперативно-тактических соединений (корпусов, дивизий) ПВО, включавших в свой состав все рода войск ПВО (постановление СМ СССР от 28.05.54 г. и приказ министра обороны СССР от 14.06.54 г.). Сформирован Минский корпус ПВО.

1960 г.
Переформирование армий и корпусов ПВО в отдельные армии ПВО новой организации (директива министра обороны СССР, директива главнокомандующего Войсками ПВО страны от 24.03.60 г.). Расформирование соединений родов войск ПВО, в том числе истребительных авиадивизий. Округа и отдельные армии ПВО стали состоять из корпусов и дивизий ПВО, сформированных из соединений и частей зенитных ракетных войск, зенитной артиллерии, истребительной авиации, радиотехнических войск и специальных войск. Истребительная авиация ПВО страны переименована в авиацию ПВО страны.
30.06.60 г. на базе Минского корпуса ПВО сформирована 2 отдельная армия (ОА) ПВО страны (Минск).

1980 гг.
Расформирование приграничных округов и отдельных армий ПВО. Их корпуса и дивизии (без авиации ПВО) переданы в военные округа. Авиация ПВО передана в состав ВВС соответствующих военных округов. Войска ПВО страны реорганизованы в Войска ПВО.
В Белорусском военном округе авиация ПВО вошла в состав новообразованных ВВС БВО.

1986 г.
Отмена реформы Войск ПВО 1980 г. Восстановление отдельных армий ПВО.

1992 г.
Формирование к 1.08.1992 г. командования Войск ПВО (как вид Вооруженных Сил РБ) на основе управления 2 ОА ПВО и управления войск ПВО БВО. Все соединения и части Войск ПВО, дислоцировавшиеся на территории Республики Беларусь, были подчинены командующему Войсками ПВО (постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 18.03.92 г. "О Вооруженных Силах Республики Беларусь").
 
ГеоргийДата: Понедельник, 05.03.2012, 12:01 | Сообщение # 35
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 140
Репутация: 1
Статус: Offline
Состав

328 истребительная авиационная дивизия ПВО
Управление 328 иад ПВО базировалось в Минске в 1944-1950? гг. В мае 1945 г. дивизия входила в состав 14 корпуса ПВО Западного фронта ПВО (Минск).
Полки, входившие в состав дивизии в 1945-1950 гг.:
– 722 иап ПВО, введен в состав в августе 1944 г.;
– 959 иап ПВО, введен в состав в июне 1944 г.;
– 960 иап ПВО, введен в состав в декабре 1943 г.

144 истребительная авиационная дивизия ПВО
Управление 144 иад ПВО базировалось в Барановичах в 1944-1950 гг. В мае 1945 г. дивизия входила в состав 79 дивизии ПВО Западного фронта ПВО (Барановичи).
Полки, входившие в состав дивизии в 1945-1950 гг.:
– 144 иап ПВО, введен в состав в октябре 1944 г.;
– 383 иап ПВО, введен в состав в октябре 1944 г.;
– 439 иап ПВО, введен в состав в октябре 1944 г.

39 истребительная авиационная дивизия ПВО
39 иад ПВО (Барановичи) сформирована в 1951 г. в составе Минского района ПВО. Расформирована в 1960 г. На основе управления 39 иад ПВО сформировано управление 11 корпуса ПВО (Барановичи), вошедшего в состав 2 ОА ПВО страны.
Полки, входившие в состав дивизии в 1951-1960 гг.:
– 61 иап ПВО (Барановичи), сформирован в составе дивизии 1.05.51 г., выведен из состава в 1960 г.;
– 129 иап ПВО (Барановичи), сформирован в составе дивизии в 1951 г., расформирован в 1960 г.;
– 201 иап ПВО (Мачулищи), сформирован в составе дивизии в 1951 г., выведен из состава в 1960 г.

61 истребительный авиационный полк ПВО
61 иап ПВО (Барановичи) после расформирования 39 иад ПВО в 1960 г. введен в состав 11 корпуса ПВО (Барановичи). С 1980 по 1986 гг. входил в состав ВВС БВО. После расформирования 11 корпуса ПВО в 1992 г. вошел в состав ВВС РБ.

201 истребительный авиационный полк ПВО
201 иап ПВО (Мачулищи) после расформирования 39 иад ПВО в 1960 г. введен в состав 11 корпуса ПВО (Барановичи). С 1980 по 1986 гг. входил в состав ВВС БВО. После расформирования 11 корпуса ПВО в 1992 г. вошел в состав ВВС РБ.

28 истребительный авиационный полк ПВО
28 иап ПВО базировался на аэр. Кричев предположительно с начала 1950-х? гг. Полк входил в состав 2 корпуса ПВО (Ржев) Московского округа ПВО. Расформирован в 1993 г.

25 отдельная смешанная авиационная эскадрилья
25 осаэ (Мачулищи) сформирована в 1960-х? гг. для авиационного обеспечения управления 2 ОА ПВО.
 
ГеоргийДата: Понедельник, 05.03.2012, 12:10 | Сообщение # 36
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 140
Репутация: 1
Статус: Offline
Авиационная техника

Подробные сведения о типах самолетов, состоявших на вооружении полков 328 и 144 иад ПВО, пока не удалось найти. Известно, что к концу 1940-х гг. в обеих дивизиях осваивались истребители МиГ-9, пришедшие на смену Ла-9, Як-9? и "Спитфайрам"?.
В 1950 году на смену убывшим из Минского района ПВО 328 и 144 иад ПВО начала формироваться 39 иад ПВО (61, 129 и 201 иап ПВО) на самолетах МиГ-15. В 1954? гг. на смену МиГ-15 в полки дивизии начали поступать истребители-перехватчики МиГ-17ПФ. Предположительно, таким же образом перевооружался 28 иап (Кричев) из состава Московского округа ПВО. Кроме этого, в 1955-1956? г. на вооружение 129 иап поступили истребители-перехватчики Як-25М (при расформировании полка в 1960 г. самолеты были переданы в 61 иап).
В 1956? г. в 201 иап появились первые МиГ-19. Предположительно, самолеты этого типа были также на вооружении 61 иап.
В 1960 г. на вооружение авиации ПВО был принят авиационно-ракетный комплекс перехвата Су-9-51, однако истребители-перехватчики Су-9 из состава комплекса начали поступать в истребительные авиаполки ПВО еще в 1959 г., в том числе в 61 иап. Су-9 также поступили на вооружение 201 иап (с 1961 г.) и 28 иап.
В 1971 г. 61 иап также в числе первых в авиации ПВО начал освоение истребителя-перехватчика МиГ-25П в составе авиационно-ракетного комплекса перехвата МиГ-25-40. В 1981 г. перехватчики МиГ-25ПД сменили Су-9 в 28 иап.
Еще одним типом истребителя, освоенным истребительными полками ПВО, стал МиГ-23. В конце 1970-х гг. первые МиГ-23 получил 61 иап (МиГ-23П) и 201 иап (МиГ-23М, чуть позже МиГ-23П). С середины 1980-х гг. основой парка МиГ-23-х в обоих полках стал МиГ-23МЛД.
Накануне распада СССР 61 иап успел перевооружиться на авиационную технику нового поколения. Весной 1991 г. в полк поступили истребители Су-27П, заменившие МиГ-23.
Кроме истребительных авиаполков, в составе авиации ПВО на территории Белоруссии находилась 25 осаэ, на вооружении которой в разное время состояли самолеты Ан-2, Ан-26, вертолеты Ми-8.

Источники информации

1. Войска противовоздушной обороны страны. Исторический очерк. — М.: Военное издательство, 1968.
2. Жук И. 60 лет на страже воздушных рубежей. // Армия. – 2011. – №2. – с. 30-31.
3. Крамаренко С. Против "мессеров" и "сейбров". В небе двух войн. – М.: Яуза, ЭКСМО, 2006. – с. 240-252.
4. Лавренюк М. На пороге реактивной эры. // Армия. – 2011. – №4. – с. 28-35.
5. Мороз С. Истребитель МиГ-23. // Авиаколлекция. – 2010. – №3. – с. 24.
6. Павлов В. Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО. // Авиация и время. – 1998. – №6. – с. 15-21.
7. Фомин А. Су-27. История истребителя. – М.: Издательский дом "Интервестник", 2004. – с. 262-263.
8. Чельцов Б. Зарождение и развитие противовоздушной обороны страны. // Военно-исторический журнал. – 2004. – №12. – с. 18-27.
 
f378Дата: Среда, 07.03.2012, 23:27 | Сообщение # 37
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Странно . Впервые слышу про МИГ-23 П в Баранках (61 ИАП ). ?????? wacko

МИГ-25ПД (ПДС) , а после су-27 П.


Сообщение отредактировал f378 - Среда, 07.03.2012, 23:28
 
ГеоргийДата: Пятница, 09.03.2012, 02:23 | Сообщение # 38
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 140
Репутация: 1
Статус: Offline
По поводу МиГ-23П в 61 иап я нашел пока единственное упоминание в монографии С. Мороза. Во всех остальных источниках говорится об эксплуатации полком МиГ-23МЛД с 1984 года до поступления Су-27П (в это время МиГ-25ПДС были только в одной эскадрилье).
----------
… Белоруссию прикрывала 2-я ОА, два из четырех полков которой эксплуатировали МиГ-23. В Барановичах (Брестская обл.) находилась база 61-го иап ПВО, который перевооружился на МиГ-23П в конце 1970-х. В начале 1990-х, в последние месяцы существования СССР, этот полк успел получить Су-27 и расстался с "двадцать третьими". (Мороз С. Истребитель МиГ-23. // Авиаколлекция. – 2010. – №3.).
----------
… Сразу же после МиГ-23МЛ в серию пошла модификация истребителя, специально предназначенная для замены Су-9/11 и МиГ-17 в системе ПВО. Самолет 23-14 (Изделие 6) создавался на основе планера МиГ-23МЛ, но его оборудование было изменено, поскольку истребитель должен был работать с системами наведения ПВО. Испытания прошли быстро и успешно, и в 1978 г. в части ПВО начал поступать МиГ-23П ("Перехватчик").
… В 1981 г. было принято решение 850-23.18-81, определяющее перечень работ, которые необходимо выполнить, чтобы произвести переоборудование самолетов 23-12 в вариант 23-18 …
… Доработанные истребители поступали как в ВВС, так и в ПВО… , официальным стало обозначение МиГ-23МЛД (Д – доработанный). Переделка проводилась в быстром темпе, дорабатывались все самолеты, даже не нуждавшиеся в ремонте.
Эти мероприятия проводились с мая 1982 по май 1985 г. Было переоборудовано около 560 самолетов ВВС. Машины для ПВО дорабатывались или во Львове, или в Чугуеве (вероятнее последнее). (Бурдин С. МиГ-23. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002.).
----------
… В 1984-1991 гг. две эскадрильи полка были оснащены истребителями МиГ-23МЛ, а еще одна – перехватчиками МиГ-25ПД (ПДС). В 1991 г. обе эскадрильи МиГ-23МЛ были перевооружены на истребители Су-27. (Фомин А. Су-27. История истребителя. – М.: Издательский дом "Интервестник", 2004.).
----------
В общем, факт наличия МиГ-23 в 61 иап налицо, но с датами и модификациями пока до конца не все ясно.
Мне еще не ясна ситуация с МиГ-19. Я пока нигде не нашел четкого упоминания о том, когда самолеты этого типа были в 61 иап, и были ли вообще.
Пользуясь случаем, хочу спросить, есть ли у Вас (если не ошибаюсь – Александр) конкретная информация по дивизии Ил-28 в Поставах (когда, сколько, чего), и вообще по базированию авиачастей в Поставах, особенно до 1960 г.? До фронтовой авиации 1-й (26-й) ВА руки пока не доходят, и непонятного много.
 
ГеоргийДата: Вторник, 13.03.2012, 13:35 | Сообщение # 39
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 140
Репутация: 1
Статус: Offline
Обновлена информация по Дальней авиации (2-я страница форума).
 
ГеоргийДата: Среда, 23.05.2012, 13:29 | Сообщение # 40
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 140
Репутация: 1
Статус: Offline
Армейская авиация, авиация Сухопутных войск в 1945-1992 гг.
(применительно к базированию на территории БССР)

Основные этапы развития

1945-47 гг.
Сокращение в течение первых двух послевоенных лет отдельных авиационных эскадрилий и звеньев связи, входивших в состав общевойсковых объединений и соединений, дислоцировавшихся после окончания Великой Отечественной войны на территории БССР.

1950-е гг.
Создание вспомогательной авиации для обеспечения боевой деятельности войск. Основу вспомогательной авиации составили отдельные авиационные части и подразделения, оснащенные вертолетами.

1957 г.
Начало формирования первых отдельных авиационных звеньев связи для танковых и мотострелковых дивизий БВО (приказ командующего 26 ВА БВО №0172 от 29.08.57 г.).

Начало 1960-х гг.
Переформирование отдельных авиационных звеньев связи в отдельные смешанные авиационные отряды и эскадрильи, формирование первых отдельных вертолетных эскадрилий и полков.

1962 г.
Преобразование вспомогательной авиации в войсковую авиацию.

1960-е гг.
Формирование отдельных эскадрилий беспилотных средств разведки (оэбср), вооруженных тактическими беспилотными разведывательными комплексами ТБР-1.

1972 г.
Преобразование войсковой авиации в армейскую авиацию с выделением ее в самостоятельный род авиации в составе ВВС.

1979 г.
Начало формирования оэбср для общевойсковых и танковых армий, вооруженных тактическими беспилотными разведывательными комплексами ВР-3 "Рейс".

1980 г.
Преобразование воздушных армий фронтовой авиации в ВВС военных округов с подчинением их командующим войсками ВО (приказ министра обороны СССР от 5.01.80 г.). Разделение ВВС военных округов на фронтовой и армейский комплекты. На основе управления 26 ВА сформировано управление ВВС БВО.

1988 г.
Переформирование ВВС военных округов в воздушные армии фронтовой авиации с переподчинением их главнокомандующему ВВС. Армейская авиация также передана в подчинение ВВС. Управление ВВС БВО переформировано в управление 26 ВА.

1989 г.
Введение должности командующего (начальника) армейской авиации.

1990 г.
Передача в декабре 1990 г. армейской авиации из состава ВВС в Сухопутные войска в качестве рода войск и преобразование ее в авиацию Сухопутных войск (приказ министра обороны СССР от 05.1990 г.).
 
ГеоргийДата: Среда, 23.05.2012, 13:31 | Сообщение # 41
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 140
Репутация: 1
Статус: Offline
Состав

После преобразований и сокращений в 1945-47 гг. авиационных частей связи на территории БВО остались 13 оаэс и 95 осаэ (Гродно). В 1950-х гг. для авиационного обеспечения штаба БВО сформирована 66 осаэ (Липки).
В 1957 г. началось массовое формирование отдельных авиационных звеньев связи на вертолетах Ми-1 для танковых и мотострелковых дивизий сухопутных войск округа. Первые звенья поступили в войска летом 1958 г. В то время на территории БВО дислоцировались:
– 3 гв. танковая дивизия (Заслоново) – ? оазс;
– 5 танковая дивизия (Осиповичи) – ? оазс;
– 8 гв. танковая дивизия (Осиповичи) – ? оазс;
– 28 танковая дивизия (Слоним) – ?;
– 29 танковая дивизия (Слуцк) – 370 оазс;
– 33 гв. танковая дивизия (Брест) – ?;
– 34 танковая дивизия (Борисов) – ?;
– 36 танковая дивизия (Бобруйск) – ? оазс;
– 39 гв. танковая дивизия (Полоцк) – ?;
– 47 гв. танковая дивизия (Борисов) – ?;
– 48 гв. мотострелковая дивизия (?) – ?;
– 50 гв. мотострелковая дивизия (Брест) – ?;
– 55 гв. мотострелковая дивизия (Гродно) – 247 оазс;
– 120 гв. мотострелковая дивизия (Уручье) – 250 оазс;
– 154 мотострелковая дивизия (?) – ?;
– межокружной учебный ракетный центр СВ (Лунинец) – ? оазс.
В 1960-х гг. отдельные авиационные звенья связи были переформированы в отдельные смешанные авиационные отряды и эскадрильи, либо вошли в состав уже существующих эскадрилий. С появлением в войсках вертолетов Ми-4 и Ми-6 начали создаваться первые отдельные вертолетные эскадрильи и полки. В БВО в 1960-х гг. сформированы:
– 46 осаэ (1960? г., Борисов);
– 237 овэ (Боровцы);
– 342 овэ (Лунинец);
– 65 овп (1962 г., Межица);
– 225 овп (Пружаны).
В 1980? г. в штабах входивших в состав Белорусского военного округа сухопутных армий образованы отделы и управление армейской авиации, с подчинением им соответствующих осаэ, овп и оэбср:
– 5 гв. танковая армия (Бобруйск) – отдел армейской авиации – 13 осаэ (Киселевичи), 279 оэбср (Уречье);
– 7 танковая армия (Борисов) – отдел армейской авиации – 46 осаэ (Заслоново), 237 овэ? (Боровцы) (с 1982 г. – 276 овп);
– 28 общевойсковая армия (Гродно) – управление армейской авиации – 330 овп (Пружаны) (с 1988 г. – 181 овп), 95 осаэ (Гродно), 19 ово, 174 оэбср (Пружаны).
65 овп (Кобрин) подчинялся непосредственно штабу округа.
В 1984 г. на базе 120 гв. мсд (Уручье) сформирован 5 гв. отдельный армейский корпус (ОАК) в состав которого вошел 276 овп (Боровцы). В 1989 г. 5 гв. ОАК был реформирован обратно в 120 гв. мсд, а 276 овп в 1988 г. переподчинен ВВС?.
В 1990 г. при формировании авиации Сухопутных войск в ее состав переданы 174, 279 оэбср и большинство вертолетных частей (276 овп, 181 овп, 13 овэ, 95 овэ, 46 осаэ). В составе ВВС округа остались 65 овп (Кобрин) и 302 овэ РЭБ? (Кобрин).
 
ГеоргийДата: Среда, 23.05.2012, 13:35 | Сообщение # 42
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 140
Репутация: 1
Статус: Offline
Продолжение

65 отдельный вертолетный полк
65 овп сформирован в 1962 г. (Межица; начало формирования 1.08.62 г.) на базе 342 овэ (Лунинец). В 1964 г. перебазирован в Кобрин.

225 отдельный вертолетный полк
225 овп сформирован в 1960-х гг. (Пружаны). Осенью 1977 г. перебазирован в Брандис (ГСВГ), где вошел в состав 1 гв. танковой армии.

330 отдельный вертолетный полк
330 овп сформирован в 1977 г. (Пружаны). В 1987 г. перебазирован в Красный Яр (Уфа) и преобразован в 330 увп.

276 отдельный вертолетный полк
276 овп сформирован 1.06.82 г. (Боровцы; начало формирования 20.01.82 г.) на базе 237 овэ.

181 отдельный вертолетный полк
181 овп перебазирован из Кундуза (ДРА) в Пружаны 5.08.88 г.

13 отдельная вертолетная эскадрилья
13 оаэс сформирована 1.07.46 г. (Брест) на базе 994 отдельного авиационного полка связи. Позже перебазирована в Киселевичи для авиационного обеспечения штаба 5 гв. ТА (Бобруйск) и преобразована в 13 осаэ. В 1980-х гг. преобразована в 13 овэ.

95 отдельная вертолетная эскадрилья
95 осаэ сформирована в 1948? г. (Гродно) на базе 323 отдельного смешанного авиационного полка для авиационного обеспечения штаба 28 ОА (Гродно). В 1980? г. преобразована в 95 овэ.

66 отдельная смешанная авиационная эскадрилья
66 осаэ сформирована в 1950-х гг. (Липки) для авиационного обеспечения штаба БВО. Расформирована в мае 1989 г.

46 отдельная смешанная авиационная эскадрилья
46 осаэ сформирована в 1960? г. (Борисов, затем – Заслоново) для авиационного обеспечения штаба 7 ТА (Борисов).

237 отдельная вертолетная эскадрилья
237 овэ сформирована предположительно в конце 1950-х гг. (Липки?, затем – Боровцы). На базе эскадрильи 1.06.82 г. сформирован 276 овп (Боровцы).

342 отдельная вертолетная эскадрилья
342 овэ сформирована предположительно в конце 1950-х гг. (Лунинец). На базе эскадрильи в 1962 г. сформирован 65 овп (Межица).

302 отдельная вертолетная эскадрилья РЭБ
302 овэ перебазирована весной 1989 г. из Кагана (ТуркВО) в Кобрин. На основе 302 овэ и 5 вэ 65 овп в мае? 1989 г. сформирована 302 овэ РЭБ.

83 отдельный вертолетный отряд
83 ово (Липки?) сформирован для авиационного обеспечения 120 гв. мсд (Уручье).

19 отдельный вертолетный отряд
19 ово (Гродно?) расформирован в 1988? г.

106 отдельная эскадрилья беспилотных средств разведки
106 оэбср сформирована в 1960-х гг. (Береза). Предположительно расформирована в 1980-х гг.

174 отдельная эскадрилья беспилотных средств разведки
174 оэбср сформирована предположительно в 1979-80 гг. (Пружаны).

279 отдельная эскадрилья беспилотных средств разведки
279 оэбср сформирована предположительно в 1979-80 гг. (Уречье).
 
ГеоргийДата: Среда, 23.05.2012, 13:37 | Сообщение # 43
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 140
Репутация: 1
Статус: Offline
Авиационная техника

Отдельные авиационные эскадрильи и звенья связи сухопутных войск БВО, существовавшие в 1945-47 гг., имели на вооружении самолеты По-2. В 1946 г. на базе 994 оапс была сформирована 13 оаэс на самолетах По-2. Позже эскадрилья в дополнение к ним получила самолеты связи Як-12. По-2 были также в 95 осаэ, сформированной в 1948? г. на базе 323 осап.
Самолеты Ли-2 имелись в составе 95 осаэ и сформированной в 1950-х гг. 66 осаэ.
В 1950-60-е гг. в 13, 95 и 46 осаэ поступили самолеты Ан-2, сменившие По-2 и Як-12, и эксплуатировавшиеся, как минимум, до 1980-х гг. Самолеты Ан-14 в 1970-х? гг. имелись в составе 13 осаэ и, предположительно, 46 осаэ. В 66 осаэ поступили транспортные самолеты Ан-26 (1970-е гг.) и воздушный командный пункт командующего военным округом Ил-22М (в 1983? г.).
В 1958 г. были сформированы первые отдельные авиационные звенья связи на вертолетах Ми-1 для танковых и мотострелковых дивизий БВО.
С поступлением на вооружение войсковой авиации десантно-транспортных вертолетов Ми-4 сформировали 237 и 342 овэ. Ми-4 также поступили в 13, 95, 66 осаэ, в 65 и 225 овп.
В начале 1960-х гг. в 342 овэ впервые в БВО началось освоение десантно-транспортных вертолетов Ми-6. В 1962 г. на базе 342 овэ был сформирован 65 овп на вертолетах Ми-4 и Ми-6. Несколько Ми-6 (в том числе воздушные командные пункты армии Ми-22) поступило в 13, 66 и 95 осаэ.
65 овп был единственной частью в БВО, имевшей на вооружении вертолеты Ми-10 (в модификации постановщика помех).
Небольшое количество Ми-2 эксплуатировалось в 13, 46 и 95 осаэ.
В конце 1960-х гг. на смену Ми-4 начали поступать многоцелевые вертолеты Ми-8. В 1970 г. на новую технику переучился 65 овп, чуть позже – 225 овп. Ми-8 также были на вооружении 237 овэ, 330, 276 и 181 овп. Вертолеты Ми-8 различных модификаций (в том числе воздушные командные пункты дивизии Ми-9) были в составе 13,46, 66 и 95 осаэ. Различные варианты вертолетов РЭБ на базе Ми-8 эксплуатировались в 65 овп, начиная с середины 1970-х гг. Несколько таких вертолетов было в 276 овп. В 1989 г. была сформирована 302 овэ РЭБ, в состав которой вошли вертолеты РЭБ из 65 овп.
В 1972 г. на вооружение был принят транспортно-боевой вертолет Ми-24. Первоначально эти вертолеты поступали в отдельные вертолетные полки, входившие в состав общевойсковых армий. В БВО таким полком являлся 225 овп. Кроме этого, Ми-24 поступили на вооружение 237 овэ, и в небольшом количестве в 66 и 95 осаэ. Основную часть вертолетной техники вновь сформированных 330 овп (1977 г.) и 276 овп (1982 г.) также составили Ми-24. В 1988 г. в состав БВО вошел 181 овп на вертолетах Ми-24 и Ми-8.
В 1983 г. 276 овп в числе первых в Вооруженных Силах начал осваивать транспортные вертолеты Ми-26. В 1990 г. имевшиеся в 276 овп Ми-26 были переданы 65 овп.
 
ГеоргийДата: Среда, 23.05.2012, 13:40 | Сообщение # 44
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 140
Репутация: 1
Статус: Offline
Источники информации

1. 13-й отдельной вертолетной – 55. // Армия. – 2001. – №4. – с. 3.
2. Боевой состав 28 армии с 1945 по 1991 годы.
3. Военный энциклопедический словарь (электронная версия) на сайте Министерства обороны Российской Федерации.
4. Дьяков Д.А. Авиация Белорусского военного округа в афганской войне (1980-1989 гг.). // Военно-исторический журнал. – 2011. – №2. – с. 26-31.
5. Дьяков Д.А. Совершенствование организационной структуры 1-й (26-й) воздушной армии Белорусского военного округа (1945-1962 гг.). // Военно-исторический журнал. – 2010. – №11. – с. 16-19.
6. Качук Н. Век винтокрылой авиации. // Армия. – 2007. – №5. – с. 20-21.
7. Качук Н. Есть только Ми – между прошлым и будущим… // Армия. – 2000. – №2. – с. 36-39.
8. Качук Н. "Крокодилы" вылетают на охоту… // Армия. – 1998. – №3. – с. 38-39.
9. Качук Н. Старейшей вертолетной части Беларуси – 40 лет. // Армия. – 2002. – №4. – с. 8-10.
10. Корнуков А. Авиационная поддержка Сухопутных войск в бою и операции. // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. – 1999. – №1. – с. 1-10.
11. Матусевич А. Советские беспилотные самолеты-разведчики первого поколения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. – 48 с.
12. Мороз С. Многоцелевой вертолет Ми-8. М.: ООО "Издательский центр "Экспринт", 2005. – 48 с.
13. Форум "Беспилотчики СССР" на Forumavia.ru.
14. Форум вертолетчиков.


Сообщение отредактировал Георгий - Суббота, 30.06.2012, 12:29
 
аматарДата: Воскресенье, 15.07.2012, 00:39 | Сообщение # 45
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Георгий)
Перечень неполный, отсутствуют многие части, особенно периода первых послевоенных лет. Просьба дополнять, уточнять,


Сообщаю, штаб 311 Ш.А.Д. в 1951 г. находился в Пружанах. Имеется документ с угловым штампом этой дивизии.
952 , 953 авиац. истреб. полки располагались на аэродроме Куплин. Вродебы 825 базировался на аэр. Куплин. И расформирован, случился пожар сгорело знамя полка. Известно со слов офицеров служивших в этой дивизии.
956 полк базировался в Пинске.
 
Форум » Авиация Беларуси » Аэродромы, аэропорты, авиачасти в Беларуси » Авиация Белорусского военного округа и Республики Беларусь (История авиационных частей БВО-РБ после 1945 года)
  • Страница 3 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 8
  • 9
  • »
Поиск:

Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024